Литовская Русь в XV в.: единая или разделенная?

1867Первым крупным политическим конфликтом в Великом княжестве Литовском стало отпадение в августе 1401 г. Смоленска, где удалось восстановить власть Юрия Святославича. Причиной этого конфликта стало сохранение не просто традиций самостоятельности, но и их носителя - представителя смоленской ветви Рюриковичей. Практически одновременно с отпадением Смоленска разгорелся еще один конфликт, в который оказались вовлечены правящие круги не только ВКЛ, но и Польского королевства. Недовольный заключением новой польско-литовской унии, против Витовта выступил Свидригайло.

Забытая Смута? Меандры польской исторической памяти

LissnerСобытия Смуты 1604-1619 гг. овеяны в России героической легендой, как правило, не стесняемой наличием невыгодных свидетельств источников и обычно представляется как исключительно польская интрига. Так ли это? Эта тема занимает существенное место и в польской национальной традиции.

Проблема самоидентификации русинов в контексте зарождения раннемодерной нациогенетической мифологии Великого княжества Литовского

После распада единого политического и религиозного славянского сообщества Древней Руси в XIII в. часть его вошла в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ) и Польской Короны (с 1569 г. composite state - Речь Посполитая). Нациогенетическая самоидентификация наследников Древней Руси протекала отныне в условиях раздела Руси (к концу XV в.) в основном на Московскую и Литовскую.

Смута и Потоп. На перепутьях национальных мифологий

Dolabella Shuysky Czars before Sigismund IIIВеликая Смута в Московском государстве и шведский Потоп в Речи Посполитой занимают почетное место в исторической традиции и коллективной памяти русских и поляков. Причем, каждое из этих событий трактуется в соответствующей национальной историографии как явление специфическое, характерное только для данного народа и несравнимое по масштабу и напряженности с историческим опытом соседних государств и народов. Между тем,  если углубляться в пласты массового исторического сознания, то и в восприятии мифа Смуты и Потопа русскими и поляками сходство будет очевидно.

Польско-литовская демократия глазами московской шляхты XVI — середины XVII в.

kurbskiy amСтремление бежать из Московского государства в Литву было в конце 1560-х — 1570-х гг. тем особым настроением, в котором концентрировались чаяния московских элит. А этот исторический момент был одним из самых успешных в реализации интегративной идеи по отношению к московской шляхте. Московские переселенцы влились в политический народ Короны и Литвы и составили его неотъемлемую часть. На королевской службе оказались представители едва ли не всех крупнейших фамилий, окружавших московский трон.

Тридцать лет назад умер СССР.

Ussr8 декабря 1991 года руководители трех республик основателей СССР (РФССР, УССР, БССР) тайком в глухом уголке Беловежской пущи в десяти километрах от польской границы подписали соглашение о роспуске советского государства. Прошло треть века. Это уже история - история свершившаяся и бесповоротная. Той страны давно нет, и СССР-2 не будет.

Хорошо это или плохо?

Старая, Литовская, Речьпосполитская и Московская Русь в представлениях двух князей Константинов Острожских и творцов острожской книжности

Ostorzhskyi.svgВ случае с двумя князьями Константинами Острожскими мы имеем чуть ли не идеальный для исследования симбиоз родовых и личностных представлений о Руси. На примере их личностей мы можем проследить взаимозависимость восприятия «Руси» в разных ее ипостасях у двух ярких представителей одного древнего русского княжеского рода, создателей знаменитого кружка острожских книжников, чьи тексты давно стали отправной точкой для анализа «руских идей» в постдревнеруском пространстве Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.

«Ruś nasza» vs. Московия. Наследие Древней Руси как инструмент дипломатии Польско-Литовского государства XVI - первой половины XVII в.

unnamedПостоянное соперничество двух славянских имперских проектов - польского и российского было неизбежным  в силу того,  что успешность одного и другого зависела от того, кто владел Западной Русью (нынешние Белоруссия и Украина) - территорией Древней Руси (Киевской, коренной, изначальной). Это были земли, из которых черпались людские, материальные и интеллектуальные ресурсы - наука и культура Речи Посполитой и Российской империи получили отсюда огромный и во многом решающий вклад. Однако, эти ключевые для «величия» обоих проектов земли, и в польской и в российской традиции называли, и называют своими окраинами, пограничьями - Kresy Wschodnie (восточный край, граница) у поляков, Лимитрофы (окраинные государства) у россиян.

Религиозные возражения для вакцинации или религиозные оправдания для уклонения от вакцинации: действительно ли они существуют?

Dr Jenner performingСовременная медицина все еще сталкивается с проблемой, связанной с отказами от вакцинации по религиозным причинам. Однако, ни в одной из мировых религий нет запрета на прививки, наоборот, они часто считаются обязательными для спасения жизней. Выдвигаемые религиозные причины отказа от иммунизации отражают малую информированность общества об истории появления прививки, начало которой было положено в Индии среди представителей касты браминов, жрецов и духовных наставников, а также об основных богословских аспектах основных религий по вопросам иммунизации.

«Это, видно, Польша подкупила докторов так морить...»

0210703ecНа фоне принимаемых мер против пандемии Covid-19, во многих странах, и особенно в Российской Федерации, значительная часть населения, оказывает как пассивное, так и активное сопротивление массовой вакцинации и введению карантинных ограничений. При этом никакие просветительские и разъяснительные мероприятия не оказывают существенного эффекта на противников вакцинации среди которых часто оказываются и врачи. Это можно объяснить тем, что пандемию коронавируса сопровождает психическая эпидемия, возбуждаемая "вирусами" конспирологических теорий.

Сибирские поляки в современном польском медиадискурсе

151В связи с современными процессами миграции, политической и экономической интеграции, диаспоры играют все большую роль в общественной жизни стран мира. Они зачастую играют роль звена, связывающего старую и новую родину. В общественном сознании Польши, как и в практике функционирования учреждений, занимающихся делами Полонии, особое место занимает польская диаспора, проживающая на территории бывшего СССР. 

Вопреки стереотипам

KostelВ воспоминаниях польских ссыльных зачастую встречаются суждения о России, которые отличаются от мнения, преобладавшего о ней в польской литературе XIX в..  Нередко они отличалась от того образа Сибири, известных  из польской поэзии великого романтизма, образа, в котором преобладает апофеоз мученичества и искупительной жертвы. В воспоминаниях и письмах ссыльных есть и другая правда о России.